Спорт и физкультура в детском саду
Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания
Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей
Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.
При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
Правила проведения занятий
- Систематичность занятий физкультурой
- Дозирование числа повторений физических упражнений
- Постепенность наращивания длительности нагрузок
- Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
- Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
- Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга *
Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости.
Среди основных средств правильного физического воспитания маленьких ребят можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, хороший сон, создание условий для творчества ребенка, ну и, конечно же, физическую культуру.
Здорового и счастливого ребенка невозможно представить неподвижным. В нашем сознании непоседа, бегающий по улице, здоровее, чем ребенок, лежащий среди дня на диване.
Правильные активные движения ребенка повышают его устойчивость к различным заболеваниям, вызывают активизацию защитных сил организма, его иммунитета, повышают деятельность лейкоцитов. Физическая культура в детском саду способствует всестороннему развитию у детей умственных способностей, мышления, внимания, восприятия, существенному улучшению питания тканей организма, формированию скелета, формированию правильной осанки и улучшению иммунной системы ребенка. Движение, физическая культура в детских садах, здоровый образ жизни – это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения.
Вопросы охраны и укрепления здоровья детей, физического дошкольников являются одним из важных направлений деятельности нашего учреждения. Работа ведется через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, организацию сбалансированного питания, систему закаливания детей, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, создание благоприятного климата в ДОУ.
Педагогами ДОУ проводятся различные виды физкультурно-оздоровительной работы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• физкультминутки;
• разновидности гимнастики (утренняя, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная и т.д.);
• различные виды закаливания;
• дни здоровья;
• физкультурные праздники, досуги *
Для всех групп составлен режим двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
Занятия проводятся 3 раза в неделю, 2 раза в спортивном зале (проводит инструктор по физической культуре), 1 раз на улице (проводит воспитатель группы). Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, - от 15 до 30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре может проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Помимо непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики 5-8 минут. В перерывах между «сидячими» занятиями и после дневного сна тоже проводятся, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие возможность ребенку размять тело.
У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги можно одеть чешки или носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой. Во многих группах физкультурная форма определенного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников
Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Как и другие педагоги, инструктор по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.
Большое внимание в процессе непосредственно образовательной деятельности уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.
В течение года с детьми проводятся спортивные праздники, досуги, развлечения, спортивные игры на свежем воздухе.
В летний оздоровительный период занятия проводятся на свежем воздухе с непосредственным контактом с естественными факторами природы. Летние занятия проходят в более игровой форме, насыщены спортивными и подвижными играми, потешками.
Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу.
Главная цель физического воспитания в нашем дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят. А также обеспечивать овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создавать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В современных условиях особенно актуальной задачей является привитие детям потребности в физической культуре и спорте. Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному владению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей. В настоящее время растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задачи каждого дошкольного учреждения, в том числе и нашего. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Мы не можем представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общая задача – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Зная о том, что дети особенно восприимчивы к положительному примеру родителей, мы стараемся активнее их привлекать к участию в совместных спортивных праздниках, досугах и развлечениях, которые проводятся в нашем дошкольном учреждении.
Двигаясь, ребенок познает мир и себя, учится ориентироваться и целенаправленно действовать в нем. Работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально-психологического благополучия, т.к. оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, побуждая интерес самовыражения, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику. Мы стремимся к тому, чтобы дети как можно больше получали возможность на проводимых нами спортивных праздниках и развлечениях проявлять свою активность, самостоятельность, инициативу. *
Почему важен спорт?
Во время физической активности ускоряется метаболизм, что способствует активному сжиганию жировых клеток.
Спорт приводит к улучшению состояния иммунной системы и помогает противостоять сезонным простудам и вирусным инфекциям.
Тренировки на регулярной основе помогают укрепить позвоночник, что способствует здоровой осанке и положительно сказывается на работе внутренних органов.
Спорт помогает укрепить состояние сердечно-сосудистой системы (если, конечно, у ребёнка нет медицинских противопоказаний на выполнение стандартного комплекса упражнений).
Эффект от выполнения спортивных упражнений — крепкие кости и улучшенный кислородный обмен в организме.
Физические упражнения повышают метаболизм клеток и улучшают липидный обмен. *
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» извлечения в части дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
Постановление Правительства Российской Федерации № 916 от 29 декабря 2001 г. «Общероссийская система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666) *
Виды физкультуры в детском саду
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика — это комплекс упражнений, который выполняется перед завтраком. Она помогает детям проснуться, зарядиться энергией на весь день и подготовиться к активной деятельности.
Из чего состоит зарядка по утрам?
разминка;
базовый комплекс упражнений;
заключительный этап.
В утренний гимнастический комплекс входит несколько видов упражнений:
разминка — бег на месте, махи руками и ногами;
растяжка — наклоны, повороты, растяжки для мышц рук, ног и спины;
прыжки на месте или через скакалку;
бег на месте или по кругу;
дыхательные упражнения — глубокие вдохи и выдохи, чтобы улучшить кровообращение и насытить кислородом организм. *
Бег и прыжки — прекрасный вариант аэробных упражнений для малышей. Такие физические нагрузки помогают укрепить мышцы ног и повысить выносливость сердечно-сосудистой системы. Эти упражнения можно проводить и в помещении, и на детской площадке возле садика – они не требуют дополнительного инвентаря. Бегать можно в легком темпе от стены к стене в помещении, или участвовать в эстафете с бегом на 60 метров.
Ходьба на руках и четвереньках хорошо укрепляет мышцы рук, спины и корпуса. Ползание на четвереньках — простое и безопасное упражнение для всех возрастов, которое задействует большинство мышц. Еще более полезным является ходьба на руках, которая развивает сложную координацию и включает в работу слабо развитые мышцы рук, спины и корпуса.
Бросание мяча развивает мышцы рук и груди. Оно улучшает межмышечную координацию, реакцию и пространственную ориентацию. Дети могут бросать мяч друг другу, катать его по полу, бросать из-за спины и выполнять приседания с броском мяча. Ещё можно метать мячи разных размеров в корзину или цель и соревноваться в дальности и точности бросков. Для старшей и подготовительной групп можно использовать утяжеленные мячи весом от 0,5 до 2 кг.
Танцевальные и музыкальные занятия тоже могут быть отличными аэробными упражнениями для малышей. Они не только веселые и увлекательные, но и помогают улучшить координацию, равновесие и чувство ритма. Эти занятия можно включить в расписание или использовать спонтанно во время игр или прогулок.Игры помогают поддерживать интерес детей и разнообразить занятия.
Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса
«Тянемся к солнышку». Исходное положение: Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки расположены вдоль туловища. Вдыхаем, поднимаем руки вверх и становимся на цыпочки. Выдыхаем и опускаем руки вниз, возвращаясь на полную ступню.
«Поздороваемся с пальчиками ног». Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеча, руки разведены в стороны. Ребенок выдыхает и наклоняется к пальцам ног, стараясь достать руками, как можно ниже.
«Мельница». Исходное положение: Ноги на ширине плеч, ребенок делает наклон вперед, руки разводит в стороны. Одна рука тянется вниз, в то время как другая поднимается, на выдохе и выдохе.
«Аплодисменты». Ребенок прогуливается по залу, выполняет хлопки в ладоши — большей ширины, чем обычно, чтобы укрепить плечевой пояс. Он поочередно хлопает перед собой, над головой и за спиной.
Комплекс упражнений для ног
«Стул-невидимка» — начинаем с положения стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки находятся перед телом. Затем медленно выполняем приседание. Уровень приседания зависит от возраста ребенка.
«Топотушки» — стоя, ноги на ширине плеч, ребенок делает ходьбу на носках, затем на пятках, после этого на спине и на внутренней стороне стоп.
«Шагающая цапля» — стоя с ногами на ширине плеч и руками на поясе, ребенок совершает ходьбу, высоко поднимая колени. Можно сопровождать упражнение забавными звуками, имитирующими крик цапли или других птиц.
«Лабиринт» — здесь несколько объектов последовательно появляются в паре с «воротами». Ребенок должен перемещаться между объектами, стараясь не задевать их и не пропускать «ворота».
Комплекс упражнений для всего тела
«Старт пловца» — встаём, расставив ноги на ширине плеч, а руки смыкаем за спиной. Делаем вдох — наклон вперёд, поднимаем руки. Делаем выдох — возвращаемся в исходное положение. Маленьким детям можно сказать, что упражнение называется «Грач» или «Пингвинчик», потому что во время наклона мы высматриваем червячков и мелких насекомых или разглядываем следы животных на снегу.
«Спиралька» — встаём, расставив ноги на ширине плеч, а руки держим на талии. По очереди поворачиваем своё тело влево-вправо, при этом стараемся не отрывать ступни от пола. Усложнение: попросите детей поднять руку, которая будет склоняться вправо-влево вместе с туловищем.
«Тюлень» — ложимся на спину, руки вытягиваем перед собой. Делаем вдох — поворачиваемся на живот. Делаем выдох — возвращаемся в исходное положение. По очереди выполняем этот мини-комплекс сначала через левое, потом через правое плечо.
«Зайка» — встаём, смыкаем пятки, носки держим врозь. Руки кладем на плечи крест-накрест. Выполняем прыжки на месте. Усложнение: попросите детей прыгать вокруг предметов.
Кошечка» — упражнение для развития гибкости спины и плечевого пояса. Встаем на четвереньки, голову опускаем вниз. Вдох — поднимаем голову, выгибаем спину, как кошка. Выдох — возвращаемся в исходное положение.
«Прятки» — упражнение на растяжку мышц ног и ягодиц. Садимся на пол, ягодицами касаемся пяток. Руки вытягиваем вперед. Медленно наклоняемся вперед, пытаясь коснуться животом коленей. Руками тянемся вперед.
«Гибкий кустик» — упражнение, которое растягивает мышцы спины, рук и плеч. Встаем прямо, ноги сводим вместе. Руки поднимаем над головой и соединяем ладони. Прогибаемся в грудном отделе, откидывая корпус назад. Следите за тем, чтобы прогиб в поясничном отделе был не слишком сильным.
«Березка на ветру» — упражнение на развитие гибкости боковых мышц туловища. Встаем прямо, руки поднимаем вверх над головой и скрепляем пальцы в замок. Медленно тянемся вверх, затем делаем наклон — сначала в одну сторону, потом в другую. Руки при этом остаются вверху, помогая удерживать равновесие.
Занятия в спортивном зале
Занятия в спортзале проводятся в детских садах для развития физических способностей детей. Они могут включать в себя следующие виды упражнений:
бег на короткие дистанции — развивает скорость и выносливость;
прыжки на скакалке — развивают координацию движений и прыгучесть;
приседания — укрепляют ноги и ягодицы;
игры с мячом — развивают ловкость и координацию движений;
бадминтон — развивает скорость, координацию движений и выносливость.
Прогулка на свежем воздухе
Прогулки на свежем воздухе — важная часть жизни детей в детском саду. Это помогает детям получить необходимую физическую активность, укрепить здоровье и развить социальные навыки.
В этот момент дети могут играть в различные игры, бегать или прыгать. Иногда воспитатели организуют мероприятия по сбору цветов, листьев или ягод. Еще все вместе исследуют природу и общаются друг с другом.
Прогулки проводятся регулярно и являются безопасными для детей. Воспитатели следят за тем, чтобы ребята, особенно младшие, не уходили далеко от территории детского сада и не подвергались опасности. Необходимо следить за тем, чтобы все были одеты по погоде — не перегревались или не замерзали