В гостях у сказки
последовательное знакомство с видами театра; поэтапное освоение детьми
видов творчества; совершенствование артистических навыков; работа над
речью и интонацией; коллективные взаимодействия; умение сочувствовать и
сопереживать. Так в начале учебного года дети знакомятся с такими видами
театров, как настольный, пальчиковый, кукольный. На этом этапе идет
знакомство с основами драматизации, а именно: дети учатся
импровизировать, сами ищут выразительные средства для создания образа,
используя мимику, жест, речевую интонацию; узнают роль костюмов,
декораций, предметного окружения. Результатом является показ настольного
театра для детей младших групп.
На следующем этапе дети уже более активно участвуют в
театрализованных играх и играх драматизации. Сами сочиняют сказки,
увереннее вживаются в образ, постоянно совершенствуя его. В этом периоде
дети ближе знакомятся с основами кукловождения, идет работа над
моторикой рук и их движением на ширме, они учатся передавать интонацией
характер куклы, продолжается работа над импровизацией. Дети участвуют в
изготовлении атрибутов, декораций, персонажей. На спектакли
приглашаются не только дети других групп, но и родители.
На следующем этапе совершенствуется всестороннее развитие
артистических способностей средствами театрального искусства. У детей при
самостоятельном обыгрывании произведений, развивается творческая
самостоятельность. Дети знакомятся с основными видами театров: балет,
опера, музыкальная комедия.
Завершается обучение показом спектакля с привлечением родителей в
качестве участников.
Формы проведения занятий кружка «В гостях у сказки»:
-теоретические (чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, показ
воспитателем способа действия).
-практические (подготовка и проведение кукольных спектаклей, игрыимпровизации, драматизация знакомых сказок).
Содержание программы «В гостях у сказки» отвечает требованиям
содержательной линии «театрализованная деятельность».
Программа занятий
Актуальность программы:Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди
молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от
компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное
их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они
безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны,
стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы,
нужно пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность,
общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность,
скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре
ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим
собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает
стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у
него есть.
Данная общеобразовательная программа педагогически
целесообразна, т.к. при ее реализации коммуникативные компетенции,
возникающие в творческом процессе, становятся важным компонентом,
способствующим формированию сознания учащихся, воспитанию
патриотизма, толерантного отношения к людям; у учащихся появляются и
развиваются навыки познавательной, поисковой деятельности.
Отличительные особенности
Сценическая ширма, знакомые с детства герои сказок, интересный
сценарий русской сказки, рядом всегда педагог, который подскажет,
поможет, поддержит, научит… Это немногое и есть основа особой
волшебной атмосферы театрального перевоплощения детей в сказочных
героев.
Отличительной особенностью данной программы является игровая
форма проведения занятий, что способствует раскрепощению личности
ребенка. Большая роль в формировании художественных способностей детей
отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе
обучения с учетом возрастных особенностей учащихся.
Адресат программы. Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Возрастные особенности дошкольного возраста (5-6 лет).
Эмоционально и выразительно передают художественный образ героев
любимых сказок;
Пересказывают содержание хорошо известных сказок, литературных
произведений, сохраняя выразительные особенности произведения. Создают
художественный образ, используя для этой цели игровые, песенные,
танцевальные импровизации, на музыкальных инструментах;
Умеют различать виды театров;
Пересказывают содержание литературного текста, сохраняя выразительные
средства, характерные для данного произведения;
Ищут выразительные средства для создания образа персонажа, используя
движения, позу, мимику, жест, речевую интонацию;
Импровизируют диалоги действующих лиц в хорошо знакомых сказках,
сочиняют новые, используя персонажей известных сказок, изменив
характеры героев на положительные;
Передают настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными
куклами, создавая яркий танцевальный образ героя;
Используют игровые, песенные, танцевальные импровизации и
импровизации на музыкальных инструментах в самостоятельной
деятельности. Сочувствуют персонажам и сопереживают разыгрываемым
событиям;
Распознают эмоциональное состояние человека по мимике, жестам,
интонации;
Выражают собственное отношение к добру и злу;
Анализируют свои поступки, поступки сверстников, героев художественной
литературы.
Сроки реализации программы. Программа составлена на старшую
возрастную группу и рассчитана на один год обучения (36 академических
часов).
Режим занятий.
Периодичность занятий – один раз в неделю по 1 академическому часу.
Длительность занятий: 20-25 минут.
Форма обучения: очная.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче
образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Создание
условий для развития творческой и речевой активности детей в театральной
деятельности.
Задачи:
1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание
необходимых условий для ее проведения.
2. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть
предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и
бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях
и кукольных спектаклях.
4. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение
словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного
и четкого произношения слов.
5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом,
движением основные эмоции.
6. Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.
7. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке,
театральной кукле.
8. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.
9. Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами,
импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.
10. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с
театральными куклами.
11. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками
детского театра.
Содержательную основу составляют образно-игровые этюды
репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что со мной
только что было», «Покажи, не называя литературного героя»…)
Принципы проведения занятий
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»