Весёлые шашки

Старший воспитатель Казакова Ирина Николаевна.
Старший воспитатель
Казакова Ирина Николаевна
Содержание учебного плана Программы
1.Тема. Вводное занятие. (Кол-во часов 1)
Теория. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности,
правила поведения на занятиях.
Практика. Проведение анкетирования.
История возникновения шашечной игры. Шашечный кодекс. Разновидности шашек.
Появление шашек на Руси. Правила игры. Нотация. Шашечная азбука: доска, шашки,
ходы, бой, дамка.
Практика.
2.Тема. История возникновения шашек. (Кол–во часов 1)
Теория. История возникновения шашечной игры. Шашечный кодекс. Разновидности
шашек. Появление шашек на Руси. Правила игры. Нотация. Шашечная азбука: доска,
шашки, ходы, бой, дамка.
7
3. Тема. Знакомство с правилами игры. (Кол-во часов 5)
Теория. С каких шашек начинается игра, где они стоят и как должны стоять.
Шашечная доска и шашки. Шашечная доска представляет собой квадрат, который
состоит из 64-х одинаковых клеток, причём 32 из них белые, а 32 тёмные. Игра в
шашки происходит только по чёрным полям. Доску надо ставить для игры так, чтобы
угловое чёрное поле находилось слева от играющего. Сколько в начале партии должно
быть шашек. Какие шашки называют простыми. Шашечные дороги. Где находится
большая дорога, тройник, двойник, косяк. Диагональ, горизонталь, вертикаль. Сколько
горизонталей и вертикалей, образуют поля. Где проходит диагональ на доске. Чем
обозначаются горизонтальные ряды и вертикальные. Шашечные поля. Какие поля есть
на доске, как играть на полях.
Практика. Как ходят шашки. По какой очерёдности ходят. На сколько клеток можно
сделать ход, что значит простая шашка.
Применение знаний, полученных в процессе теоретической подготовки в игре шашки.
4. Тема. Знакомство с простой шашкой. (Кол-во часов 2)
Теория. Как надо ставить доску перед началом игры. Что значит тихий ход и ударный
ход. Какие шашки начинают игру первыми и почему. Как происходит взятие шашки и
сколько можно побить шашек за один ход. Прежде чем ходить стоит подумать.
Практика. Постановка доски перед началом игры. Дидактическое упражнение
«Каждой фигуре – свой домик» (расставить шашки на доске).
Применение знаний – тихий ход, ударный ход, взятие шашки одной, взятие несколько
шашек.
5.Тема. Ходы простой шашкой и дамкой. (кол-во часов 3).
Теория. Простейшие элементы комбинации: устранение “меолшающих шашек и
“доставка” недостающих, подрыв дамочных, слабых пей, вскрытие. Расчет и план
игры. Простейшие приемы. Идея и механизм комбинаций. Борьба против центральных
шашек соперника. Важность колонны q1, f2, Е3 (b8, C7,d6). Способы постановки
“кола” и “тычка” для атаки в центре.
Практика. Дидактические упражнения: «Гуляем по дорожкам…(а, в, с…), «На
лифте» (до нужной цифры - «этажа»), «Быстрые ракеты» (диагонали – самая длинная,
короткая). Применение простейшие элементов комбинации: устранение “мешающих
шашек и “доставка” недостающих, подрыв дамочных, слабых полей в игре шашки.
6. Тема. Игры с ограниченным количеством шашек (4,8,12). (Кол-во часов 4)
Теория. Основы шашечной теории. Сущность и цель игры в русских шашках. Фланги.
Элементы шашечной позиции. Понятие о комбинации. (1, 2-хходдовки) и
позиционные приемы (оппозиция, размен). Основные стадии партии: начало,
середина, окончание. Связь теории с практикой; кодекс новичка. Позиционные
приемы игры. Понятия. Тактические приемы игры. Общие вопросы теории, понятия,
термины.
Практика. Применение позиционные приемов игры, тактических приемов игры в
шашки.
7.Тема. Середина игры. (Кол-во часов 4)
Теория. Сила центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки
(нападение на слабую шашку). Игра в середине партии. Отсталые шашки (а1, h2).
Фланги. Ударные колонны. “Золотые шашки”. Последовательность захвата
центральных полей (f4, затем с5). Определение комбинации. Финальные удары.
8
8. Дебют. (Кол-во часов 4)
Теория. Значение дебютов. Идеи дебютов. Начало партии. Цель хода сд4. Развитие
левого фланга белых (игра за белых). Порядок введения шашек в игру. Знакомство с
дебютами: “отыгрыш” белыми и черными (первые 5-6 ходов); начальные ходы
дебютных систем: “кол”, “тычок”.
Практика. Показ на демонстрационной доске. Игра в шашки.
9. Тема. Окончание (Эндшпиль). (Кол-во часов 4).
Теория. Нормальные окончания. Петля, двойная петля, четыре дамки против одной,
меньшая сторона на главной дороге и без неё (квадрат), три дамки против одной.
Понятия: “размен”, “скользящий размен”, “оппозиция”, “запирание”, “столбняк”,
“петля”, “застава”, “вилка” (распорка), “распутье”, “трамплин”. Дамочные окончания
(1х1, 2х1, 3х1). 15.
Практика. Применение знаний - петля, двойная петля, четыре дамки против одной,
меньшая сторона на главной дороге и без неё (квадрат), три дамки против одной в
процессе игры в шашки.
10.Промежуточная аттестация. (Кол-во часов 1).
Практика. Проверка полученных навыков (тестирование, опрос). Дидактические
игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки».
11.Подготовка к соревнованиям. (Кол-во часов 1).
Теория. «Этикет игрока» - знакомство с правилами турнира.
Практика.
12. Тема. Шашечный турнир с родителями. (Кол-во часов 1)
13.Итоговое занятие. (Кол-во часов 1).
Практика. Турнир, тестирование.

Программа занятий

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей Программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы.
Программа «Веселые шашки» физкультурно – спортивной направленности,
по функциональному назначению – учебно – познавательная, по форме
организации – дополнительного образования.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного
искусства просто необходима обучающая программа занятий. Представленная
программа предназначена для обучения детей дошкольных учреждений и
предусматривает изучение материала по теории и практике, истории
возникновения шашек, участие в соревнованиях: как в детском саду, так и в
городских и районных мероприятиях.
Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к
игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не
хватает времени. На первое место выходят компьютерные игры, за которыми дети
готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого
общения.
Игра в шашки – одно из любимых народных увлечений. В неё играли и
играют везде и всюду люди разных профессий и возрастов. С 1966 года, ещё со
времен Советского Союза, а теперь и в Российской Федерации, проводятся
командные соревнования школьников по русским шашкам, дошкольники также
принимают участие в этих соревнованиях.
Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, сложно
переоценить. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности
мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Ребёнку нужно думать
над ходами, оценивать ситуацию на доске. В игре развивается психомоторика
(дошкольники трогают, переставляют, бьют шашки противника), внимание,
сосредоточенность, что так важно для последующего обучения в школе.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена применением
методики обучения игре на основе игровой мотивации детей. Занятия строятся на
основе сюрпризных моментов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Первые
занятия посвящаются знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание,
рисование доски, составление доски из карточек – линий, изучение
горизонтальных и вертикальных линий). Начинается обучение с малым
количеством шашек, постепенно увеличивая их количество и последовательно
предлагая задания от простого к более сложному («пройди на дамочное поле, не
встретившись с соперником», «кто быстрее проведет свои две шашки на дамочное
поле, не потеряв их» и т. д.). По мере узнавания правил игры предлагаются
различные задания с большим количеством шашек. Происходит обогащение
словаря: дошкольники знакомятся с такими понятиями как «диаграмма»,
4
«шашечная задача», «угроза» и т. д. В последующем дети сами могут
организовывать партнеров по деятельности.
Работа предусматривает совместную деятельность детей, что положительно
влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно
распределять между собой работу, обсуждать композицию, находить лучшие ходы
в игровых моментах, проявлять взаимопомощь для достижения положительного
результата.
Отличительные особенности.
Программа носит ознакомительный характер и позволяет ребятам
ознакомиться усваивают основы культуры поведения в игре, используют деловую,
познавательную и личностную формы общения. Игра позволяет осознать, что и в
реальной жизни есть определенные правила, которые нужно соблюдать. В игре
происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов
семьи. Игра закладывает характер: учит быть хладнокровным, спокойным при
любой напряженной обстановке за шашечной партией, с юмором относиться к
проигрышу.
Адресат программы. Дети старшего и подготовительного к школе возраста 5-
6 лет.
Возрастные особенности.
Возраст обучающихся 5-6 лет. Акцент при обучении делается на развитии
внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Обучение шашечной
игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до
сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только
при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя
добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен
постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый
кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе,
дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность,
последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать,
абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые
помогут им решать многие жизненные ситуации.
Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной
группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ,
демонстрация), предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры,
занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться,
поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 7 недель обучения -
32 часа.
Режим занятий. Занятия продолжительность 1 академический час с
перерывом 10-15 минут – 1 занятие в неделю. Режим занятий выбирается с учётом
запроса детей и родителей.
Форма обучения. Очная

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie